Активизация психического развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра с помощью томатис-терапии

Актуальность исследования проблемы активизации психического развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра с помощью метода А. Томатиса определяется высокой частотой данной аномалии психического развития (1 из 68 детей, по данным Центра профилактики и контроля заболеваемости (CDC) и очень большим значением своевременной и адекватной коррекции.

Необходимость проведения данного исследования вызвана недостаточным пониманием специфики применения метода Томатис-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Метод Томатис- терапии в нашей стране остается мало изученным и недостаточно освоенным специалистами-практиками, работающими с детьми с расстройствами аутистического спектра. Данная работа призвана раскрыть принципы и основные особенности применяемой методики, доказать её эффективность на примере работы трех психологических центров, использующих метод Томатис в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Цель исследования – изучение теоретических и практических аспектов использования метода Томатис в коррекционной работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-теоретические основы исследования аутизма и методов его коррекции в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Описать метод Томатис-терапии, принципы и особенности работы;
  3. Оценить эффективность метода Томатис в практической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • проанализированы теоретико-методологические  основы   метода Томатис — терапии;
  • определена эффективность применения метода Томатис — терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Объектом данной работы является процесс коррекции нарушений в развитии детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью метода Томатис.

Предмет исследования – активизация психического развития дошкольников с РАС с помощью Томатис-терапии.

В данной работе применялись следующие методы:

  • теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение различных подходов;
  • эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика TLTS;
  • математические: расчет эффективности и сравнительный анализ

результатов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Выпускная квалификационная работа содержит 2 таблицы, 10 графиков, 4 рисунка, 11 диаграмм, 5 приложений.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первом параграфе теоретической части исследования представлена классификация и характеристика расстройств аутистического спектра, проведен анализ источников психолого-педагогической и медицинской литературы.

Аутизм проявляется как отрыв от реальности, отгороженности от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом.

Во втором параграфе теоретической части исследования раскрывается метод А. Томатиса, освещается исторический аспект становления данного метода, его принципы, а также особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках данного метода.

Более 50 лет назад, Доктор Альфред Томатис открыл «эффект Томатис», состоящий из 3-х законов, которые описывают взаимодействие

«голоса – слуха – мозга»: 1) голос воспроизводит лишь то, что может услышать ухо; 2) если слух изменяется, то голос немедленно и бессознательно изменяется; 3) Изменить голос возможно благодаря слуховой стимуляции, продолжающейся в течение некоторого периода времени (закон остаточного действия). Эти законы были утверждены в 1957 году во Французской академии наук и легли в основу метода Томатис-терапии.

В зависимости от результатов слухового теста разрабатывается индивидуальный план терапии. Эта терапия представляет прослушивание профильтрованной музыки, может также использоваться материнский голос и собственный голос пациента. Концерты Моцарта, известные благодаря их прекрасной гармонии, ускоренному ритму, большой насыщенности высоких частот и универсальности, используются чаще всего в качестве звукового материала. Следовательно, они производят хорошую кортикальную стимуляцию.

В последнем параграфе первой главы исследования на основе анализа научных исследований педагогов и психологов дается подробная характеристика детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен представлять себе не только клинические признаки, не только биологические причины детского аутизма, но и логику развития этого нарушения, очередность появления проблем, особенности поведения ребенка. Именно понимание психологической картины в целом позволяет специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией самого хода психического развития.

Во второй главе представлен эксперимент с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра, проводимый в трех психологических центрах, практикующих коррекционную работу по методу Томатис. Автором раскрываются основные характеристики и принципы, характеризуются практические инструменты метода Томатис. Описываются результаты исследования.

Первый параграф практической части работы описывает условия проведения исследования, механизмы применения метода Томатис на практике, а также взаимосвязь факторов, влияющих на эффективность психологического воздействия.

Оценка эффективности метода Томатис проводилась в трех центрах, практикующих данную методику. В исследовании приняло участие 126 детей с РАС в возрасте от 5 до 7 лет, которые прошли более 60 часов стимуляции по методу Томатис в 2014-2015 гг. и чьи родители согласились принять участие в исследовании.

Работа с испытуемыми строилась в несколько этапов, позволяющих повысить эффективность использования метода: диагностика, активная и пассивная сессии Томатис, написание индивидуальной программы для ребенка. Механизм воздействия метода таков, что, производя изменения в одних показателях развития, происходят изменения в других, являющихся вторичными.    Достоинством    данного   метода   является                                                                                                           улучшение социализации у детей с РАС, что с трудом достигается при использовании других методов. В последнем параграфе исследования проводится оценка эффективности применения метода Томатис на практике.

В проведенном исследовании у 90% (113) детей, участвующих в эксперименте, положительные изменения в развитии появились уже после первого курса, состоящего из двадцати – двадцати шести часов прослушивания. У 4-х детей — после тридцати шести часов прослушивания. Еще у 10 детей выраженные результаты были получены после второго курса, также состоящего из 20 – 26 часов.

Эффективность коррекции нарушений агрессии составила 53%, аффективных расстройств — 37%, гиперактивности — 42%,  навязчивых страхов (разной степени выраженности) — 45,5%, нарушений восприятия речи (достаточное для понимания простых инструкций) — 48%, отказ от утвердительных или отрицательных слов — 30%, избегания или безразличия к сверстникам -76%, отсутствия вопросов (у говорящих детей) — 46,6%, отсутствие или задержка речи — 43,6%, гиперчувствительности к звукам — 100%, нарушения способности к эмпатии — 76%, проблем в моторной сфере — 81%, нарушений сна — 90%, нарушений пищевого поведения — 20%.

Среднее значение показателей эффективности воздействия метода Томатис на детей с расстройствами аутистического спектра составило 56%

В заключении данной выпускной квалификационной работы представлено обобщение результатов исследования по всей проделанной работе.