Перспективы и возможности применения метода транскраниальной микрополяризации в комплексном лечении различных речевых расстройств у детей

Одной из самых больших проблем, сопровождаю- щих достаточно разнородную патологию психических функций у детей дошкольного и раннего школьного возраста, являются расстройства речи, как одной из важных составляющих общего психического раз- вития, значительно влияющие на уровень интеллекта в целом, социализацию и способность к выражению себя как индивида.

За последние 15 лет речевая патология стала встре- чаться чаще за счет увеличения количества больных детей с минимальной мозговой дисфункцией. Это рас- стройство затрагивает все стороны психической жизни, и наличие нарушений речи при нем существует практи- чески во всех случаях.

Нарушение речи значительно стигматизирует такого человека начиная с детского возраста, препятствует со- циализации и адаптации.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определен- ные трудности, т. к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоцио- нально-волевые расстройства различной степени вы- раженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л. С. Выготского.

  • Комплексный подход требует всестороннего об- следования и оценки особенностей развития ребенка.
  • Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными прояв- лениями нарушений психического развития, определе- ния их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
  • Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребен- ка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
  • Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные на- рушения.

Логопедическая и психологическая коррекция в на- стоящее время является практически единственным методом, который неоспорим в достоверности их це- лесообразности. И необходимо отметить, что в любом случае является основным методом лечения расст- ройств речи у детей. Но коррекционная педагогическая работа является очень трудоемкой и зависит от мно- жества факторов (недостаток специалистов, необходи- мость длительной коррекционной работы, отсутствие мотивации у детей, сложности проведения для детей, проживающих в сельской местности и т. д.) Такое по- ложение наталкивает на поиск методов экономически мало затратных, пересмотр подходов к лечению, рас- ширение вариантов комплексного подхода в лечении для уменьшения сроков лечения и для повышения его результативности. Особое место уделяется различным видам стимуляционной терапии.

Среди наиболее частых нарушений речи у детей можно выделить следующие.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуля- ционного аппарата либо особенностями речевого вос- питания.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обуслов- ленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Это состояние связано с органическим пора- жением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Причиной дизартрии в дет

ском возрасте является поражение нервной системы, главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни, нередко — на фоне церебрального паралича.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга, является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Различают главным образом две формы алалии: экспрессивную, возникающую вследствие недо- развития или поражения премоторных зон речи (зона Брока), и импрессивную (сенсорную) алалию, которая характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обус- ловленная органическими локальными поражениями головного мозга. При афазии главным образом по- ражаются определенные зоны доминантного по речи полушария. У детей афазию диагностируют в тех случаях, когда нарушение речи произошло и происходит распад сформированной речи.

Заикание — нарушение плавности речи, обусловлен- ное судорогами мышц речевого аппарата, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо у детей с задержанным речевым разви- тием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.

Лечение речевых нарушений — комплексное и, кро- ме психолого-логопедической коррекции, включает назначение препаратов, улучшающих мозговой мета- болизм, которые оказывают стимулирующее действие на высшие корковые функции, облегчающие синапти- ческую передачу, в частности на межполушарные связи, а также сосудистых препаратов. При установленной причине проводят патогенетически специфическое ле- чение, назначенное смежными специалистами, направ- ленное на урегулирование метаболизма, функций желу- дочно-кишечного тракта, иммунной системы. При необ- ходимости проводят коррекцию ликвородинамических нарушений дегитратационными препаратами, при сопутствующих эмоциональных и поведенческих рас- стройствах назначают седативную терапию или препа- раты, которые рекомендованы при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эффективными в комплексной терапии являются массаж, дыхательная гимнастика. Для каждого ребенка этот комплекс лечеб- ных мероприятий подбирают индивидуально с учетом данных, полученных при обследовании. Также назна- чают физиотерапевтические процедуры: Дарсонваль, магнитная и лазерная стимуляция, электросон, электро- форез лекарственных веществ, электростимуляция и транскраниальная микрополяризация (ТКМП).

Транскраниальная микрополяризация по Бехте- ревой Н. П. (Transcranial Direct Current Stimulation — по данным зарубежных источников: www. brainstimjrnl.com/) является методом для транскрани- альной электростимуляции током малой силы (не более 1 мА), при которой электроды располагают на скальпе в проекции корковых зон, отвечающих за определенные функции. В нашем случае мы стимулировали премотор- ную речевую зону, задневисочную и другие области, в зависимости от характера патологии, лечебной за- дачи (улучшение речевой функции), функциональных и нейроанатомических особенностей корковых полей, связей и характера функциональной асимметрии голов

ного мозга и полученных данных по компилированному заключению ЭЭГ. В основе метода лежат исследования о влиянии постоянного тока на нервную ткань: доминан- ты А. А. Ухтомского (1925), теории Н. П. Бехтеревой (1978), исследования Р. С. Русинова (1969) и др. Широкое рас- пространение этот метод получил после исследований на взрослых (Г. Ф. Вартанян, 1981) и применения у детей при различных заболеваниях (А. М. Шелякин, 2008).

ТКМП позволяет направленно воздействовать не только на корковые структуры в подэлектродном пространстве, но и через систему кортикофугальных и транссинаптических связей влиять на состояние глу- боко расположенных структур.